Тагильский поднос ®
ПРЕДПРИЯТИЕ НАРОДНЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОМЫСЛОВ РОССИИ
ТАГИЛЬСКИЙ ПОДНОС ®
C 1746 года, сохраняя традиции...
-всё только начинается... В 2024 году - 278 лет

В 2021 году открыт Музейно-производственный комплекс, туристический центр Тагильский поднос

Нижний Тагил - родина подносного промысла в России
Нижнетагильский центр народных промыслов и ремесел ®Товарные знаки ®

Мы в одноклассниках  Добавить в Избранное  Сделать страничку домашней  Написать нам письмо  Мы в Вконтакте  Мы в Facebook 
ИНТЕРНЕТ - МАГАЗИН  | Тагильский поднос  | нижнетагильский центр  | отделение "ТСХДПИ" | Тагильский сувенир 


  Каталог подносов
  Сувениры
  Эксклюзив
  Прайс-лист
  ____________________

  Где и как купить
  Контакты
  Упаковка
  ____________________

  Награды и дипломы
  СМИ о нас
  Помощь детям
  Сотрудничество
  Обратная связь
  ____________________

  История
  Традиции
  Мастер-классы
  Наши гости
  Реставрация
  ____________________

  Выставки
  Работы в музеях
  Литература
  Новости
  ____________________

 
 ____________________

  поделиться с друзьями
 ____________________
Знаете ли Вы чем отличается Тагильский поднос ® от Жостово?
знаю
всё едино
не важно
я не знаю
Результаты
 ____________________
фото подносов
Театральная площадь, г. Нижний Тагил
Работа Ершовой Э.В., НТЦНПР

ТАГИЛЬСКИЙ ПОДНОС: ИЗ ВЕКА В ВЕК

    Нижний Тагил - крупнейший промышленный центр Урала является родиной русского расписного железного подноса. Искусство уральской лаковой росписи, зародившееся в 40-е годы XVIII столетия и активно развивающееся в XXI, обогатило художественную культуру России. В нем воплотился сплав высокого профессионального мастерства, кропотливого труда мастеров по металлу, стремление к прекрасному и талант народных живописцев.

Ольга Халяева,
Нижнетагильский музей-заповедник "Горнозаводской Урал"

Панорама с набережной р.Тагил, г. Нижний Тагил
Работа Ершовой Э.В., НТЦНПР

    Детище горнозаводской цивилизации

    Почему же именно Нижний Тагил стал родиной этого удивительного промысла? Дело в особенностях развития этого региона, которые сейчас принято называть "горнозаводской цивилизацией", Так сейчас принято именовать уральский образ жизни, сложившийся в XVIII-XIX веках. Формирование его проходила обособленно от России, тут была индустриальная "империя", управляемая заводчиками, в которой сложилась своя форма крепостного права, свои система управления, мифология. Есть свои особенности и в формировании населения, большая часть которого была перемещена сюда из других губерний России насильственно на протяжении XVIII века. Таким образом, здесь постепенно проходила трансформация крестьянской общины в промышленное общество. В этой среде возникло много самобытных традиций, определяющих промышленную, экономическую и культурную индивидуальность города и его дальнейшее развитие. Ярким выражением этого процесса и явился подносный промысел и лаковая роспись по металлу, как форма особого "промышленного" искусства.
    Отсчет истории его идет от условной даты - 1746 год, к которой относят самые ранние архивные сведения о железных подносах с художественной отделкой. Тагильский металл с маркой "Старый соболь" стал известен во всем мире.

Картина на железе "Вид Нижнетагильского Высокогорского железного рудника". Металл, ручная ковка, клепка, роспись, масло, лак. 1 пол. XIX века. Перезолов Т.К. 49,5 х 75 см.

    Его качество, пластичность в обработке высоко ценились, уральские умельцы искали различные формы применения и демонстрации этих качеств тагильского железа. Тут следует вспомнить, что тогда еще не было листопрокатного производства, и металл обрабатывался методом ковки - одним из самых сложных и трудоемких способов металлообработки. Минимальная толщина, удивительно ровнейшая поверхность, возможность декоративной обработки бортов подноса, а также столиков и сундуков, все это требовало высокого качества металла и виртуозного мастерства металлургов, кузнецов, слесарей и лакировщиков. Такие изделия неизменно привлекали внимание на ярмарках, а впоследствии и на промышленных выставках. Не исключено, что заводовладельцы прекрасно понимая их рекламные возможности, всячески поощряли мастеров.


Музей истории подносного промысла

    Кроме того, XVIII век стал "золотым" веком для тагильских лакировщиков, среди которых ярко раскрылся талант художников Худояровых - Вавилы и Федора. Как пишет известны исследователь их творчества Ольга Силонова: "Потомственные живописцы, используя самые простые приспособления - кисти, масло, доску и куранты для растирания красок, лак - они так освоили тайны лакировки, достигли такого навыка, который граничил с искусством и переходил в него. Худояровы использовали приемы декора иконописи: серебро, золото. Владели техникой цыровки по разным фонам".

Поднос "Галантная сцена" фигурной формы, с просечными ручками. Металл, ручная ковка, просечка, роспись, масло, лак. 1870-е гг. 76 х 101 см.

    Цыровка (цырь) - это древний прием, применяющийся в орнаментации икон. Секрет "цыри" состоит в том, что поверх золота густо заливали красочный фон. Краски твердели. После этого тонкой иглой осторожно соскребали красочный слой до золота, создавая золотые узоры по цвету. Созданные таким способом, они отличались изяществом и изысканностью. После этого изделие покрывалось лаком, которые назывался "тагильским" или "хрустальным" и превосходил по прочности и прозрачности все известные тогда лаки. Такое покрытие, нанесенное умелой рукой, без пузырьков воздуха и соринок, придавал краскам особую сочность и яркость, не скрывал разнообразие цветовых оттенков, позволял видеть фактуру металла, его идеальную поверхность.     В первой пол. XIX века развитие промысла шло по восходящей. Это было связано с деятельностью школы живописи (1806-1820 гг.), специально учрежденной владельцем тагильских заводов Н.Н. Демидовым. В этом сказались его прозорливость, понимание важности развития промысла. В школу принимались мальчики с 12 лет на полное господское обеспечение. Обучение проходило четыре года, им руководил выпускник Академии художеств В.И. Албычев - профессиональный художник. Это самым положительным образом повлияло на качество росписей. В этот период популярность приобрели подносы-картины, когда в центре писалась маслом копия картины (с бумажных гравюр), при этом она мастерски вписывалась в заданную форму и размер. При этом гравюры часто были черно-белыми, поэтому цветовые решения полностью принадлежали художнику. Мифологические, исторические, галантные сцены помещались в рамку, образуемую тонким трафаретным золотным орнаментом: сказочные цветы, вьющиеся стебельки и травинки, эффектные кисти винограда, ягоды, уголки формы четко фиксируют вазоны с пышными букетами.

Поднос гитарообразной формы с трафаретным растительным орнаментом. Металл, ручная ковка, просечка, роспись, масло, лак. 1 пол. 1880-е годы 49 х 34 см.

    Формы использовались разные, в том числе 6-8 восьмигранники. Живописный декор дополнялся тонким ажуром просечный бортов изделия. Большие возможности тагильского листового железа позволяли мастерам путем выколотки (второй способ изготовления формы подноса в Нижнем Тагиле) придать подносу самую сложную и причудливую форму.
    Однако, когда заводы стали испытывать трудности с рабочей силой, заводовладельцы при-няли ряд мероприятий по замене мужчин-живописцев женщинами. И где-то с середины XIX века роспись подносов становится исключительно женской территорией. В это время в Нижнем Тагиле работали крупные мастерские по изготовлению лакированных железных изделий - подносов, сундуков, шкатулок - Дубасниковых, Головановых, Перезоловых, Бердниковых, Морозовых. Все они имели полный цикл производства, начиная от отковки и кончая лакировкой и упаковкой подносов. Их изделия хранятся в крупнейших музеях России, в том числе Русском (г. Санкт-Петербург) и ГИМе (г. Москва). В конце XIX века кустарное производство в России переживало кризис, не миновал он и тагильский подносный промысел. Приходилось приспосабливаться к все ускоряющемуся темпу жизни.

    Пресс для изготовления форм заменил ручную работу кузнеца, в условиях жесткой конкуренции встает вопрос, чтобы отделка подноса производилась все быстрее и была дешевле. В это время все большое распространение получает "маховое" письмо, когда кончик кисти подхватывает краску и белила и в два-три взмаха "лепит" цветочный венчик, стебли, листья. "эта летящая скоропись приводит к отказу от кропотливо выполняемых деталей, упрощает, предельно стилизирует и обобщает форму - подчеркивает Ольга Силонова - Остается только все самое выразительное, простое, доступное стремительно порхающей кисти - яркое, броское, нарядное".

Поднос "Отъезд детей Типпо-Саида и Зенаны". Металл, ручная ковка, просечка, клепка, роспись, масло, лак. 1 пол. XIX века. Авторы С.и В. Дубасниковы. 62 х 81 см

    После революционных событий начала XX века, жизнь промысла замерла, поскольку были почти забыты все приемы традиционного цветочного письма. Замерла, но не остано-вилась. Артели "Пролетарий", "Металлист", "Красная заря" наладили выпуск подносов с росписью. Впоследствии в 1957 году на базе этих артелей был создан Нижнетагильский завод эмалированной посуды, который последствии и стал центром возрождения тагильского подноса.

    Перезагрузка

    Сильный толчок к возрождению дало постановление ЦК КПСС "О народных художественных промыслах" (1974 г.), которое стимулировало их научное изучение и возрож-дение. Большое влияние на процесс оказал научно-исследовательский институт художественной промышленности, в частности исследователь-искусствовед В.А. Бородулин. Но, чтобы соединить цепь между прошлым и будущим, теорию и практику, требовалось одно звено - мастер, владеющий старым двуцветным мазком и способный передать это мастерство. Им стала А.В.Афанасьева.

Поднос "Букет" прямоугольной формы. А.В. Афанасьева, 1988 год. Металл, штамповка, роспись, масло, лак.

    Именно она, владея приемами исконной уральской двуцветной росписи, помогла спасти от исчезновения тагильский подносный промысел как самобытное художественное явление. Кроме того Агриппина Васильевна воспитала целую плеяду талантливых мастеров, которые не только освоили традиционные приемы тагильского письма, но и значительно развили их в своем творчестве - по всем направлениям - цветочном, сюжетном, орнаментальном.

Поднос "Рябинка" овальной формы. Металл, штамповка, роспись, масло, лак. 1988 г. Юдина Т.В. 40 х 60 см.

    Тагильские подносы демонстрировались и получали награды на выставке достижений народного хозяйства, на заводе "Эмальпосуда" активно работал экспериментальный цех, в Нижнем Тагиле открылось училище № 49, где обучали росписи подносов. Свое образование мастерицы продолжали в Уральском училище декоративно-прикладного искусства и художественно-графическом факультете Нижнетагильского педагогического института.
    Важнейшей часть процесса возрождения стало создание в городе в 1991 году музея истории подносного промысла, который стал составной частью Нижнетагильского музея-заповедника "Горнозаводской Урал". Музей расположился в доме, в котором когда-то жили известные художники Худояровы. Здесь представлен ретроспективный показ уникальных образцов творчества мастеров уральской лаковой росписи по металлу за 265 лет, экспозиция знакомит с жизнью и творчеством знаменитых художников Худояровых, с технологией изготовления и росписи подносов. Очень популярными являются мастер-классы по росписи, которые проводятся на базе этого музея. Коллекция лаковой росписи по железу музея-заповедника - огромный кладезь для исследователей - историков, искусствоведов, технологов по металлу. Это уникальное собрание является наиболее крупным по объему и разнообразным по содержанию. В коллекции представлены имена известных масте-ров и изделия "лакирных" мастерских XVIII - XX вв.: Худояровых, Перезоловых, Дубас-никовых, Головановых, Обуховых. В нее вошла самая крупная коллекция работ А. В. Афанасьевой. В музее-заповеднике регулярно проводятся выставки, посвященные тагильскому подносу, в том числе и персональные выставки современных авторов.

В экспозиции музея истории подносного промысла.

    Собрание музея-заповедника систематически пополняется произведениями мастеров лаковой живописи. Большую роль в этом играет ежегодный городской конкурс-выставка по декоративно-прикладному искусству "Мастер года", проводимый музеем-заповедником, в результате которого лучшие работы авторов-победителей поступают в его коллекцию. Но социально-экономический кризис конца XX века не обошел стороною подносный промысел и сейчас даже при наличии талантливых, высокопрофессиональных мастериц, говорить о процветании не приходится…

Мастер -класс "Нарисуем вместе розу".
Фото, используемые в статье т. Дубинина, И. Смагина.

    Сохранение промысла - актуальнейший на сегодняшний день вопрос, для решения которого должны объединиться силы художественной, научной, музейной общественности, представителей профессионального образования и местной власти. Только общими и скоординированными усилиями мы сможем сохранить и развить это уникальное культуро-логическое явление, детище горнозаводской цивилизации - тагильский поднос.

Вверх


              Рейтинг@Mail.ru                            
Тагильский поднос ® 2013
Использование материалов
только с разрешения